Национальный стан­дарт

Даже ме­стные диалекты, которые в довоенной Японии являлись од­новременно клеймом и поводом для гордости перед «чужа­ками», все реже и реже звучали в эфире, по мере того как «японский язык NHK» превращался в национальный стан­дарт.

После завершения оккупации правительство вернуло контроль над начальным и средним образованием Минис­терству образования. Начиная с конца 50-х токийские чи­новники стали рассылать рекомендации по составлению школьной программы и использовать свою власть для пере­смотра и написания учебников. В результате дети по всей стране вновь стали проходить одни и те же темы, иногда да­же в одни и те же дни. Утвержденные учебники доводили до школьников те мысли, что просвещенное правление Мэйд­зи вывело Японию на дорогу модернизации, что 30-е и 40-е были отклонением от правильного пути, которое лучше все­го быстро пройти. Вместо того, что Япония «вторглась» в Китай, было принято деликатно говорить, что война была Японии «навязана». Поздний период эры Сёва трактовался как возвращение на путь мира и прогресса. В то же время курсы по этике, возвращенные в начальные и средние шко­лы в 1958 г., давали учащимся возможность поговорить о се­мейных отношениях, обязанностях перед обществом и на­циональных ценностях.

Несмотря на стандартизацию образования, массовой культуры и материальных стандартов жизни, концепция единственного среднего класса не совсем точно отражала ту реальность, которая наблюдалась в семье, школе и на работе.

Добавить комментарий