Наследник Америки

Выдаю­щийся футуролог Герман Кан был настолько впечатлен япон­ской экономикой, что рассматривал Японию как очевидного наследника Америки. Он заявлял, что XXI столетие будет при­надлежать островной нации. Многие простые японцы выражали удовлетворение ходом дел в поздний период эры Сёва. В это время было взращено их чувство гомогенности и принадлежности к среднему классу. Несмотря на очевидную разницу в уровне доходов, за 20 лет, с начала 1970-х до конца 80-х, более 90% японцев — мужчин и женщин, фермеров и горожан, сарари-мэн и секретарш — оп­ределяли себя как «средний класс» во время ежегодного опро­са, проводимого службой премьер-министра, а также выбо­рочными опросами, проводимыми средствами массовой ин­формации.

Всеобщая приобщенность к потребительству и желание обладать как можно большим количеством материальных благ также в значительной степени способствовали ощуще­нию, что Япония была страной одного класса. Одни и те же мода и пища, которые можно было увидеть и съесть в любом городе и любой префектуре, также усиливали чувство гомо­генности. Этому способствовал и телевизор. К 1960 г. в по­ловине всех японских домов были телеприемники. Более 90% японцев смотрели Олимпийские игры по своим черно­белым телевизорам. В 1975 г. приблизительно такой же про­цент имел в своих домах цветной телевизор. В среднем 4 ча­са в день японцы смотрели по телевизору новости, сериалы, кулинарные шоу, спортивные репортажи и «телевизионные события», такие как весьма популярное «Вокальное состяза­ние белых и красных» — трехчасовая программа, которая шла в эфире NHK в канун Нового года. В ней принимали участие ведущие певцы, которые представляли свои хиты прошедшего года. Это создавало впечатление причастности каждого к универсальной национальной культуре.

Добавить комментарий