Вневременное изо­бражение

Каждый плакат «Открой Японию» об­ладал сверхъестественной способностью превращать отдель­ную сценку, передающую некий момент, в вневременное изо­бражение того, что должно мыслиться и что должно ощущать­ся как японское.

Есть какая-то ирония судьбы в том, что хотя сельская се­мья уже не была такой, как прежде, кампания «Открой Япо­нию» помогла разгореться фурусато буму («бум деревенского дома»), который романтизировал сельскую жизнь и превра­щал ее в блистательный пример японской традиции. Фуруса­то — это родной город или деревня предков, место, куда, по словам японцев, «можно вернуться, когда бы ни испытал не­обходимость в этом, место, где сердце находит отдохновение и где обычная повседневная жизнь основывается на состра­дании, место, где обычаи считаются особой ценностью». Таким образом, в 80-е гг. городские жители отправились на­зад, в сельскую местность, чтобы отыскать свои корни. А обитатели деревень изготавливали разнообразные предметы для таких визитеров (и нередко ради их йен), устраивали вы­ставки ремесленных изделий и состязания во время сбора урожая, ставили любительские кукольные спектакли и разы­грывали пьесы традиционного театра кабуки, возрождали старые праздники (и изобретали новые). Подобно тем лю­дям, которые стремились «открыть Японию», те, кто при­ветствовал
фурусато, надеялись поймать вневременной мо­мент, в который искренняя чистота крестьянского труда, семейные и общинные узы и память о старинных сельских домах с тростниковыми крышами по-прежнему имели какое-то значение.

Добавить комментарий